История Белгорода. Краеведческий проект Константина Битюгина
Главная Новости История
Белгорода
История
края
Загадки
и тайны
Фото-
галерея
Книги и
рецензии
О проекте Ресурсы Гостевая
История Белгорода / Другие статьи

 13.03.2008

Белгород на старинных открытках

А.Н.Крупенков

Время неумолимо летит вперед. Меняют свой облик города, села, деревни. В отличие от людей, города и другие населенные пункты с года­ми не стареют, а наоборот, молодеют.

Привет из Белгорода!

На протяжении всей своей многовековой истории древний Белгород не раз менял свой облик. Белгород XVII века отличается от Белгорода XVIII века. В XVIII столетии он был совсем не похож на тот, каким стал в XIX столетии, а в начале XX века он, конечно же, был не таким, каким мы видим его сегодня.

Все меньше остается старожилов, которые помнят дореволюцион­ный Белгород. Очень мало сохранилось фотографий того времени. В уез­дном городе фотографов можно было сосчитать по пальцам, да и те в основном снимали не виды города, а портреты людей.

И все же мы можем представить, как выглядел наш город в прошлом. И помогут в этом нашему современнику старинные открытки, точнее, открытые письма и почтовые карточки, как их тогда называли.

В отличие от других уездных городов Курской губернии Белгороду повезло значительно больше. Если старинных открыток с видами Валуек, Старого и Нового Оскола известно всего лишь несколько десятков, то открыток с видами Белгорода насчитывается несколько сотен. Правда многие из них повторяют одни и те же сюжеты: здания, храмы и другие достопримечательности, но сняты они с разных точек, что отличает их друг от друга. А многие открытки отличаются только надписями на лице­вой и оборотной сторонах.

Обратная сторона открытки с текстом

Оборотная сторона открытки может многое рассказать опытному филокартисту: кто ее издатель, где печаталась и где она побывала. А особенно дотошный исследователь постарается собрать информацию и об авторе письма. По почтовым штемпелям можно определить не только возраст открытки, но и географию переписки белгородцев с другими городами. На штемпелях указаны названия самых разных городов: Москвы, Петербурга, Нижнего Новгорода, Харькова, Одессы и многих других. Большая часть открыток так и осталась там, куда они адресовывались, но некоторые из них, побывав в далеких городах и селах, в конце концов возвратились и даже теперь продолжают возвращаться на родину. А про­исходит это, в первую очередь, благодаря неутомимым колекционерам­филокартистам, которые в поиске «своих» старинных открыток ведут переписку и обмен с такими же увлеченными коллегами по всей стране и возвращают реликвии в родной Белгород.

Лирический привет из Белгорода

Письма на старинных открытках написаны в основном карандашом, реже - пером, но несмотря на столетний возраст, большинство из них не стерлись, не выгорели и достаточно легко читаются. Тексты писем неза­тейливы. Чаще всего их авторы передавали привет свои родным, друзьям и знакомым, поздравляли их с Пасхой и другими праздниками, с днем рождения и днем ангела, делали короткие сообщения или просто напоми­нали о себе. Вот только несколько писем на старинных открытках с вида­ми Белгорода:

«Москва, Карачаский пер., дом 32, кв.8. Николаю Михаил. Позднякову.

Здравствуйте, милые. Проснулись в Белгороде. Небо ясное. Солнце греет, но не жарко. Целую вас. Не беспокойтесь, что у Игоря повышенная температура.»

«Янновка, Ахтырский уезд Харьковской губ. В церковно-приходс­кую школу. Е [е] В [ысоко] Б[лагородию] Ниониле Елисеевне. Г. Голенко.

Дорогая Ниночка! Поздравляю тебя с днем Ангела, от души желаю тебе всего хорошего в жизни. Таня и Шура тебя целуют. Твоя Лена. Пиши о всем».

«М.Новоселица Бесарабский губ., штаб 20-ой пограничной Хоитин­ской бригады. Его Высокородию Георгию Антоновичу корнету Ахтенко.

Сейчас возвращаюсь домой из Белгорода. Пишу в вагоне и поэтому плохо. Шлю Вам свой привет и все наилучшие пожелания. Была у мощей св. Иоасафа, помолилась и за вас. Надеюсь, вы не забыли еще меня и поэтому я получу скоро от вас весточку, уважаемая А.»

«Москва. Немецкая улица, д. Корякина, кв.11. Е[е] В[ысоко] Благо­родию] Марие Андреевне г-же Копетиной.

1913 года 9 июля 7 ½ час. Белгород. Дорогая мама! Еще отодвинулась немного. Уже в Белгороде, какой большой город! Приближаемся к Харько­ву. Чувствую себя пока очень хорошо. Шлю поклон и привет. Передайте, пожалуйста, всем-всем привет и поклон. Желаю всего хорошего. Лидия.»

Эти бесхитростные личные послания почти столетней давности уже благодаря своему древнему возрасту представляют историческую ценность.

Первые иллюстрированные открытки (открытые письма) с видами городов появились в России в 1895 году, вскоре после распоряжения Министерства внутренних дел от 19 октября 1894 года, которое разрешало пересылку по почте открыток частного изготовления. В 1878 году на Все­мирном почтовом конгрессе в Париже был установлен формат 9(14 см. До 1904 года на лицевой стороне открытки, там где размещалось изображе­ние, оставлялись поля для письма, а на оборотной писался только адрес. В 1904 году место для письма, адреса и марки установили на оборотной стороне открытки. С 1909 года открытые письма получили официальное название «почтовые карточки», но в течение еще нескольких лет издатели по привычке часто печатали на открытках старое название.

Когда появилась первая открытка с видом Белгорода - неизвестно. К сожалению, издатели, как правило, не датировали выпускаемые ими от­крытые письма. Исключением является серия открыток, изданных кон­трагентством «А.С. Суворин и К0», на которых указан год издания - 1916. Но если невозможно установить год выхода в свет открытки, то почтовый штемпель на ней или указанная автором письма дата подскажут, в каком году та или иная открытка уже находилась в обращении. Самая ранняя открытка с видом Белгорода, известная нам, датирована 1903 годом. Но вполне возможно, что у кого-нибудь из белгородцев или иногородних жителей хранятся открытки с более ранним годом на почтовом штемпеле или датой автора письма.

Основные сюжеты, изображенные на открытках с видами старого Белгорода: общие виды города, улицы, площади, храмы, монастыри, ад­министративные здания, учебные заведения, вокзал, меловые и известко­вые заводы, меловые горы и окрестности города. Существует более десят­ка открыток с монтажом из нескольких сюжетов на каждой и надписью «Привет из Белгорода».

Авторы большинства открыток, как уже отмечалось, неизвестны. До нас дошли фамилии только двух фотографов, снимавших виды Белгорода на открытки. Это - А.М.Иваницкий и А.Д.Ермаков. Их фамилии указаны на открытках. Об А.Д.Ермакове сведений никаких не имеется, а биогра­фия харьковского фотографа А.М.Иваницкого восстановлена.

Родился Алексей Михайлович в 1854 году в Белгороде, но уже в дет­стве уехал в Харьков, где поступил во 2-ю Харьковскую гимназию. Из-за тяжелого материального положения окончить ее мальчику не удалось и он вынужден был поступить учеником в фотомастерскую Гленцера, владевшего фотомастерскими в Харькове и Белгороде. В 1911 году Алексей Михайлович сделал серию снимков Белгорода на почтовые карточки, ко­торые издал А.А. Вейнбаум. Особую известность фотографу принесли фотоснимки крушения царского поезда в 1888 году под Харьковом на станции Борки. А.М.Иваницкий запечатлел на фотокарточках многих известных деятелей литературы и культуры: А.П.Чехова, А.М.Горького, Ф.И.Шаляпина, В.Ф.Комиссаржевскую, Н.К.Садовского и других. Алек­сей Михайлович трагически погиб во время гражданской войны. По до­роге в Крым он пал от рук махновцев. Дата гибели и место захоронения нашего земляка и известного украинского фотографа неизвестны.

Самое большое количество открыток (несколько сотен единственных и повторяющихся видов) издал белгородский купец Александр Александ­рович Вейнбаум. Печатал он их в Швеции, в Стокгольме. На оборотной стороне стоят выходные данные: «Издание магазина А.А.Вейнбаума, Бел­город. Акц. общ-во: во «Гранберг» в Стокгольме». Видимо, акционерное общество «Гранберг» на определенный срок купило право печатать от­крытки. А продавал их издатель в Белгороде. В одной из старых публика­ций читаем: «В магазине Вейнбаума можно приобрести открытые письма с видами Белгорода. Полная коллекция, состоящая из 37 «открыток», сто­ит всего 1р. 25к.»[1].

Купец и издатель Александр Александрович Вейнбаум родился в 1867 году и проживал в Белгороде с женой Августой и дочерью Ниной. Глава семейства содержал типографию, гостиные номера и магазин, которые рас­полагались в двухэтажном доме по улице Корочанской (позже ул. Импера­тора Николая II, Гражданская, ныне проспект им. Ленина). Немалые доходы приносила купцу Вейнбауму типография, в которой он печатал по заказам различную продукцию: бланки, афиши, объявления, конверты, сва­дебные и визитные карточки, обложки для ученических тетрадей и т.д.

Огромную ценность в наше время представляют брошюры, изданные А.А.Вейнбаумом. Их было немного, печатались они небольшим тиражом и сегодня являются библиографической редкостью. Назовем некоторые из них: И.Кулегаев «Заметки о преподавании естествоведения в младших классах городских училищ» (1903г.), «Смоленский собор гор. Белгорода. К 200-летию прославления чудотворной иконы Божией Матери 2 октября 1703 года. (1703-1903гг.)» (1904г.), «Отчеты о деятельности городской уп­равы» за 1910-1913 годы, «Церковное прославление святителя и чудотвор­ца Иоасафа, епископа Белгородского по воспоминаниям очевидцев и соременников» (1916г.).

Жизнь издателя А.А.Вейнбаума оборвалась трагически. По воспоми­наниям старейшего белгородского печатника, работника типографии Вейнбаума Г.С.Тарасова: «Состоявшийся над ним (А.А.Вейнбаумом - А.К.) суд приговорил его к высшей мере наказания - расстрелу. Высшая инстанция Советского суда приговор утвердила, и он был приведен в исполнение».

По проспекту Ленина сохранился дом № 41, в котором находилась типография, магазин и гостиные номера А.А.Вейнбаума.

Открытки с видами Белгорода выпускало московское издательство контрагентства «А.С.Суворин и К0».

Александр Сергеевич Суворин (1834-1912) - известный русский изда­тель и журналист. Книгоиздательскую деятельность начал в Петербурге в 1872 году с выпуска «Русского календаря». В 1876 году приобрел газету «Новое время». В 1880-х годах предпринял массовое издание сочинений русских и иностранных писателей в серии «Дешевая библиотека». А.С.Су­ворин издавал так же историческую литературу, книги по искусству, ад­ресные книги. Наряду с книгоиздательской деятельностью он издавал от­крытки с видами губернских и уездных городов России. Его издательство контрагентства «А.С.Суворин и К0» выпустило с указанием порядковых номеров две серии открыток с видами Белгорода. На одной серии, как уже отмечалось, имеется дата выпуска, на другой она отсутствует. На обо­их сериях указано место печати: «Фототипия Шерер, Набгольц и К0» и «Отто Ренар». На открытых письмах, отпечатанных в фототипии «Отто Ренар», указан фотограф А.Д.Ермаков.

Открытые письма для Белгорода выпускало и другое московское из­дательство - товарищество «Контрагент печати». Печатались они в фото­типиях «Шерер, Нобгольц и К0» и «Отто Ренар». На открытых письмах, отпечатанных в фототипии «Отто Ренар», указан фотограф А.Д.Ермаков.

Черно-белые, а также цветные почтовые карточки издавались в Бел­городе книжным и писчебумажным магазином «Черняков и К0». Серию черно-белых и цветных открытых писем выпустил Н.В.Тюленев при сво­ем табачном, писчебумажном и игрушечном магазине. Выходили также прекрасные цветные открытки с видами Свято-Троицкого мужского мо­настыря (общий вид, Свято-Троицкий собор, Знаменская церковь, покои святителя Иоасафа). Несомненно они выполнены с негативов изда­ний А.А.Вейнбаума, так как в точности повторяют его черно-белые от­крытки. Жаль, что на этих высококачественно выполненных открытках не указаны ни фотограф, ни издатель, ни дата выпуска.

Переиздавались открытки с видами дореволюционного Белгорода и в советское время, в 1920-х годах. Выпускало их издательство «Контраген­тство печати» 1-ой образцовой типографии ГИЗа в Москве. На этих от­крытках уже указывался тираж - 3000 экземпляров. Большая часть их от­печатана со старых дореволюционных негативов.

В советских изданиях, начиная с 1960-х годов и до середины 1980-х годов, было опубликовано всего несколько открыток с видами старого Белгорода. С середины 1980-х годов они стали публиковаться чаще, в основном в газетах. Белгородское городское общество русской культуры "Отечество» выпустило комплект открыток начала XX века «Привет из Белгорода», но качество исполнения их очень низкое. В книге «Старый Белгород» (1992г.) опубликовано 10 открыток с видами дореволюционно­го Белгорода. Хочется надеяться, что в недалеком будущем исполнится мечта многих белгородских коллекционеров, краеведов и историков и наконец будет выпушен фотоальбом или каталог открыток с видами ста­рого Белгорода.

 



[1] Фирсов А. Белгород и его святыня // Исторический вестник. - 1910, апрель, т. XX.- С. 304.

 

Битюгин К.Е. © 2006. Написать мне

Hosted by uCoz