От Царя и Великаго князя Алексея Михайловича всея
Руси в Белгород, воеводе Нашему Тимофею Федоровичу Бутурлину.
Ведомо нам учинилось, что в Белгороде и в иных
городех и в уездах мирские всяких чинов люди и жены их, и дети в воскресенье и в господские
дни, и великих святых во время святаго пения к церквам Божиим не ходят, и умножилось в людех
во всяких пьянство и всякое мятежное бесовское действо, глумление и скоморошество со всякими
бесовскими играми. И от тех сатанинских учеников в православных крестьянах учинилось многое
неистовство: и многие люди, забыв Бога и православную крестьянскую веру, тем прелесником и
скоморохом последствуют, на безчинные их прельщение сходятся по вечером, и во всенощных
позорищах на улицах и на полях, и богомерзких и скверных песней, и всяких бесовских игр
слушают, мужесково и женсково полу и до сущих младенцов, и на кулачных боях меж собою драку
делают, и на качелях колышутся вкруг, и на веревках; а иные прелесники мужсково и женсково
полу в городех и в уездах бывают со многим чародейством и волхованием, и многих людей тем
своим чародейством прельщают; а иные люди тех чародеев и волхвов и богомерских баб-вдов к
себе призывают и к малым детем, и те волхвы над болными и над младенцы чинят всякое
бесовское волхование, и от правоверия православных крестьян отучают. Да в городех же и в
уездах от прелесников и от малоумных людей делается бесовское сонмище: сходятся многие люди
мужсково и женсково полу по зорям и в ночи, чародействуют, с солнечнаго всхода перваго дни
луны смотрят, и в громике громнение на реках и в озерах купаются, чают себе от того здравья,
и с серебра умываются, и медведи водят, и с собаками пляшут, зернью и карты, и шахмоты, и
лодыгами играют, и безчинное скакние и плясание, и поют бесовския песни; и на святой неделе
жонки и девки на досках скачут; а от Рождестве Христове и до Богоявленьева дни сходятся
мужсково и женсково полу многие люди в бесовское сонмище по дьяволской прелести, многое
бесовское действо играют во всякие бесовские игры; а в навечере Рождества Христова и
Васильева дня, и Богоявления Господня клички бесовские кличут – коляду и таусен, и плугу, и
многие человецы неразумные веруют в сон и встречу, в по(г)лаз, и в птичей грай, загадки
загадывают и сказки сказывают небыльные, и празнословие с смехотворением и кощунанием, и
души свои такими помраченными и беззаконными делами, и накладывают на себе личины и платья
скоморошеское, и меж себе наряде бесовскую кобылку водят: и в таких в позорищах своих многие
люди в блуд впадают и незапноею смертью умирают, а в той прелести крестяне погибают, и с
качелей многие убиваются до смерти. Да в городских же и в уездных людех у многих бывают на
свадьбах всякие безчинники и сквернословцы, и скоморохи со всякими бесовскми игры: и
уклоняются православные крестьяне к бесовским прелестям и ко пьянству, а отцов духовных и по
приходом попов и учителных людей наказанья не слушают, и за наказние отцом своим духовным
приходным, попом и учителным людем наругание и укоризны, и безсчестье, и налогу делают.
И мы, великий государь, жалея о православных
крестьянах велел о тех богомерских делех заказ учинить, чтоб православные крестьяне от
такова от бесовскаго действа отстали. И как к тебе ся Наша грамота придет, и выб в
воскресной не в один день велели быть в соборную церковь игуменом и черным, и мирским попом,
и головам стрелецким, и сотником, и детем боярским, и из приказным, и всяким служилым,
жилецким и уездным людем, и которые съедутся к торговому промыслу для своих дел, и сю Нашу
грамоту веле им прочитать не поодножды всем вслух, и приказал им, чтоб в городе и в
слободах. И в уезде мирские всяких чнов люди и жены их, и дети в воскресные и в господские
дни и великих святых к церквам Божиим к пению приходили, и у церкви Божия стояли смирно, меж
себя в церкве Божия в пение никаких речей не говорили, и слушали б церковное пение со
страхом и со всяким благочестием внимателно, и отцов своих духовных и учителных людей
наказания и учения слушали, и от безмернаго пьяного питья уклонялися, и были в твердости, и
скоморохов з момрами (домрами) и з гусли, и с волыками, и со всякими игры, и ворожей,
мужиков и баб, к болным и ко младенцам в дом к себе не призывали, и в первой день луны и в
гром на водах не купались, и с серебра по домам не умывались, и слова и воску не лили, и
зернью и карты, и шахмоты, и лодыгами не играли, и мевдедей и с сучками не плясали, и
никаких бесовских див не творили, и на браках песней бесовских не пели, и никаких срамных
слов не говорили, и по ночем на улицах и на полях богомерских и скверных песен не пели, и
сами не плясали и в ладоши не били, и всяких бесовских игр не слушали, и кулашных боев меж
собой не делали, и на качелях никаких не качались, и на досках мужесково и женсково полу не
скакали, и личин на себе не накладывали, и кобылок бесовских на свадьбах безчинства и
сквернословия не делали. А где объявятся домры и сурны, и гудки, и гусли, и всякие гудешные
бесовске сосуды, и тыб те бесовские велел вынимать и, изломав, те бесовские игры веле жечь.
А которые люди от того ото всего богомерскаго дела не отстанут и учнут впредь такого
богомерскаго дела держатися, и по нашему указу тем людем велено делать наказнье: где такое
безчинье объявится, или кто на кого такое безчинье скажут, и выб тех велели бить батоги; а
которые люди от того не отстанут, и объявятся в такой вине в третие и в четвертые, и тех, по
нашему указу, велено ссылать в Украинные городы да опалу. Одно ли чтоб есте нашу грамоту
всяких чинов людем велели прочесть по многие дни, чтоб о богомерских и чародейных играх
всяких чинов людем велели прочесть по многие дни, чтоб о богомерских и о чародейных играх
всяких чнов людем городским и уездным были ведомы, и с сей нашей грамоты списки слово в
слово разослали в станы и в волости, и велели те списки по Торжком прочитать многижды, чтоб
сей наш крепкой заказ ведом был всем людем. А как в Белгороде по сему нашему указу всяких
чинов людем о богомерских делах заказ учините, и что вам против того духовнаго чину и
мирские люди скажут, и ты б о том к Нам отписал. А только ты по сему нашему указу делать не
станешь, и тебе быть от нас в великой опале.
А писан на Москве, лета 7157 года, декабря в 5 день.
Таковы государевы грамоты в Украинные и в
Замосковные городы посланы.